Почему в аэропорту Борисполь такой дорогой кофе?

27.07.17
Почему в аэропорту Борисполь такой дорогой кофе?
Несмотря на активные действия на пути собственного развития, аэропорт Борисполь зачастую становится мишенью для критики со стороны пассажиров. Одним из нареканий, которое часто звучит в сторону администрации, это дороговизна еды и напитков в транзитном терминале D. Почему традиционный «кофе с круассаном» стоит именно столько, а также о перспективах удешевления услуг общественного питания рассказывает Павел Рябикин, генеральный директор аэропорта Борисполь.



«На ценообразование в точках питания терминала D влияют два фактора. Первый - это специфика определения ставки аренды торговых площадей в терминале D, второй - ограниченный на начальных этапах объем таких площадей.

Если говорить об условиях аренды, во время тендерных аукционов Фонда государственного имущества Украины предприниматели шли на повышение ставки, стремясь любой ценой получить эти площади. В результате выходили на чрезмерно высокую ставку, которую впоследствии пришлось перекрывать ценой реализованного кофе.

Дефицит торговых площадей в терминале D связан с серьезными ошибками при его проектировании. С ними, как это ни прискорбно, нам приходится сталкиваться снова и снова. Например, терминал изначально проектировался не как транзитный, а как тупиковый, где очень мало площадей для размещения магазинов Duty Free и точек общественного питания. С учетом хабовой модели развития Борисполя, наиболее оптимальной с точки зрения его географического расположения, данный просчет в проекте существенно осложнил нам работу.



После сдачи существующих площадей в аренду именно дефицит инфраструктуры создал предпосылки для формирования некоторых торговых «монополий». Арендатор просто вынужден мыслить в ключе: «я взял в аренду мало и дорого, поэтому необходимо повысить цену, чтобы отбить вложенные средства». При этом о стимулировании конкуренции с такими контрагентами говорить не приходится  из-за нехватки в терминале площадей. Таким образом мы получаем ту стоимость кофе в терминале D, которой периодически упрекают генерального директора Борисполя, не имеющего к этим ценам никакого отношения.



Понимая эту проблематику, аэропорт конечно-же ищет доступные инструменты влияния на рынок. Например, уже в текущем году мы планируем осуществить расширение трансферной зоны терминала. Она будет двухуровневой: на первом уровне - зона авиабезопасности, на втором - около 500 кв. м под размещение новых точек общественного питания и магазинов Duty Free. Мы надеемся, что это произведет необходимый эффект, стимулирует приход новых партнеров, поможет росту конкуренции и, как следствие, пересмотра ценовой политики нашими арендаторами. Попросту говоря - кофе должен подешеветь.



Эти инфраструктурные доработки позволят нам решить еще одну важную задачу - создать условия для увеличения неавиационных доходов. В 2017 году Борисполь рассчитывает стимулировать рост в этом направлении около 18,5-19%. Наша цель - в течение следующих пяти лет довести этот показатель до 27%. Но говорить о том, что перестроив некоторые механизмы управления предприятием, можно увеличить долю неавиационных доходов до 40%, пока рано.

Следует учитывать, что во всем мире основной объем доходов от неавиационной деятельности получается именно за счет аренды площадей. Однако в случае с аэропортом Борисполь, который  является государственным предприятием, это прерогатива Фонда госимущества. Именно данная структура генерирует основной доход от аренды площадей в аэропорту. Мы могли бы увеличить долю неавиационных доходов Борисполя от аренды, если бы имели большие полномочия.



Надеюсь, что корпоратизация, которую мы начали в этом года, позволит аэропорту изменить ситуацию и распоряжаться своими площадями с гораздо большей экономической пользой. У нас большие планы и мы хотим сделать Борисполь ближе и удобнее для пассажиров»